- Узел петля: как завязать, простая и понятная схема
- История узла Петля
- Для чего применяется узел Петля?
- Как выглядит узел Петля?
- Преимущества и недостатки узла Петля
- Плюсы узла Петля
- Недостатки
- Виды узлов и их применение
- Узлы для связывания веревок одинакового диаметра
- Узлы для связывания веревок разного диаметра
- Узлы для привязывания веревок к опоре
- Узлы для страховки (незатягивающиеся петли)
- Специальные узлы
- Вспомогательные узлы
- Узел УИАА
- Как завязать узел Петлю?
- Удавка
- Бочечный
- Двойной бочечный
- Встречный
- Констриктор
- Срединный проводник
- Пожарная лестница
- Ведерный (быстро-развязывающийся)
- Полиспаст
- Прямой
- Стремя (выбленочный)
- Встречная восьмерка (фламандский узел)
- Восьмёрка (фламандская петля)
- Простой штык
- Булинь
- Прусик
- Шкотовый и брамшкотовый
- Академический
- Узел Бахмана
- Срединный австрийский проводник
- Узел «Грейпвайн»
- Испанский беседочный
- Крестовинный узел
- Узел камикадзе
- История появления морских узлов
- Морские узлы для начинающих
- Основные виды узлов
- «Восьмерка»
- Узел «Восьмерка» (первый вариант)
- Узел «Восьмерка» (второй вариант)
- «Простой штык»
- Штык со шлагом
- «Полуштык»
- Штык с обносом
- Рыбацкий штык
- Связывание тросов штыками
- «Прямой узел» или «Геркулесовый узел»
- «Беседочный узел» или Булинь
- «Эшафотный узел»
- «Португальский булинь»
- Узел «Девятка»
- Узел «Направленная восьмерка»
- Узел «Австрийский проводник».
- Схватывающий узел «Пруссик».
- Узел «Питоний» или Констриктор
- Маркировочный узел
- Узел «Амфорный»
- Контрольный узел, «Контролька»
- Рифовый узел
- 4. Плоский узел
- Выбленочный узел
- Задвижной штык
- Беседочный узел
- Двойной беседочный узел
- Калмыцкий узел
- Сваечный узел
- Затягивающаяся удавка
- Гачный узел
- Буксирный узел
- Узел «Кошачьи лапки»
- Узел для уменьшения длины троса
- Крепление троса на кнехтах
- Шлюпочный узел
- Эффективность узла
- Для детей
- Как развязывать морские узлы
- Схема гордиева узла, который нельзя развязать
Узел петля: как завязать, простая и понятная схема
Также называемая узлом рыболова (Angler’s loop), петля рыболова образует сильную, нескользящую и неподвижную петлю в любом положении вдоль большинства типов линий, включая ударный шнур.
История узла Петля
Считаясь наиболее простым среди других различных узлов, петля ведет свою историю уже очень давно. Считается, что петлю придумали еще в I веке н. э., что можно прочитать в монографии греческого врача Геракласа. Сначала появилась обычная петля, затем начали придумываться различные модификации и усложнения. Появилась совершенная петля, глухая, а затем дубовая и множество других.
Для чего применяется узел Петля?
Совершенная петля является морским и рыбацким узлом. Обычно узел и его модификации применяют, чтобы создать петлю, которая не будет затягиваться, на конце троса, веревки или каната.
Многие сферы жизнедеятельности человека используют отличные качества петли. Например, морские судна, сельское хозяйство, промышленность и даже в быту. Но в основном, как уже было сказано выше, петля применяется моряками и рыбаками в различных целях. Моряки могут использовать узел, чтобы связать буксир, а рыбаки для чего угодно, как вариант, для привязывания крючков к леске или поводку, связывания основной лески и поводка, привязывания лодки и многого другого.
Как выглядит узел Петля?
Эта сильная петля имеет стоящий конец, выходящей из линии по прямой. Совершенная петля, как она упоминается в книге узлов Эшли, это один из самых простых узлов для нахлыста, чтобы создать небольшую петлю в конце веревки или каната. Он также используется для соединения небольших приманок и крючков.
На первый взгляд, совершенная петля выглядит очень просто, так что вы сразу поймете, как его вязать. Все модификации особо ничем не отличаются друг от друга.
Хотя совершенную петлю связать можно так же легко, как и узел Булинь, она имеет более высокую эффективность при любом использовании.
Преимущества и недостатки узла Петля
Преимуществ в этом списке гораздо больше, чем недостатков, что и так понятно сразу. Петля наверняка входит в топ-10 узлов каждого рыбака, который часто сталкивается с надобностью что-нибудь привязать.
Плюсы узла Петля
- выглядит тонко, даже когда туго затянут;
- прочный как в пресной, так и в соленой воде;
- позволяет удобно и быстро менять главную петлю и петлю соединения;
- легко связывается руками;
- размер можно отрегулировать для того, чтобы сделать микропетлю;
- один из немногих узлов, который хорошо держит шнур банджо;
- надежный на любых веревках, даже скользких;
- может быть связан одной рукой;
- может быть дополнительно крепко затянут для хорошей стабильности;
- может быть быстро связан в случае опасности;
- возможность вязания через кольцо.
Недостатки
- плохо затягивается;
- не подходит для тех случаев, если необходимо позже развязать узел.
Виды узлов и их применение
Узлы — это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок.
Узлов существует огромное количество. В данной статье приведены узлы, которые могут пригодится во время занятия туризмом.
Узлы можно разделить на категории по их применению:
- узлы для связывания веревок одинакового диаметра;
- узлы для связывания веревок разного диаметра;
- узлы для привязывания веревок к опоре;
- узлы для страховки (незатягивающиеся петли);
- специальные узлы;
- вспомогательные узлы.
Узлы для связывания веревок одинакового диаметра
Прямой
Прямой узел
Веревочный узел для соединения веревок и тросов. Завязать такой узел совсем несложно, однако его можно использовать только при небольших нагрузках на веревку.
Он пользуется популярностью среди моряков, альпинистов и тех, кто часто упаковывает подарки.
Полезная рифма, чтобы запомнить последовательность: Правый над левым и левый над правым — будет ваш узел крепким и бравым.
Если вы не правильно завяжете прямой узел — у вас получится «бабий» узел
Неправильный «бабий» узел
Встречный
Встречная восьмерка
Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (или восьмерка как на рисунке), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны. После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся.
Грейпвайн, двойной рыбацкий узел, или кровавый узел
Грейпвайн
Надежный узел. Под нагрузкой сильно натягивается. Применяется для связывания веревок одинакового диаметра.
Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны, затем то же самое с другой. Узлы стягиваются. Контрольные узлы не вяжутся. При нагрузке сильно затягивается, а после её снятия развязывается с большим трудом
Узлы для связывания веревок разного диаметра
Шкотовый узел, шкотовый стек, шотстек, узел Вебера или ткацкий булинь
Шкотовый узел
Старейший из известных человечеству узлов. Найденный археологами фрагмент рыболовной сети, вывязанной шкотовыми узлами был создан чуть более 9000 лет назад.
Узел имеет множество применений и названий: ткацкий, сеточный, ведёрный. Надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не следует, так как он скользит и может выхлестнуться из петли
Академический
Академический узел
Представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны.
При этом нужно следить за направлением обносов. Вначале в одну сторону, потом в другую. Если направления обносов не менять, то мы получим улучшенный бабий узел, не такой прочный, как академический.
Академический узел легче завязывать, если верёвка находится под натяжением. Данным узлом удобно воспользоваться, когда есть необходимость стянуть и обвязать верёвкой какой-нибудь упругий тюк или ношу и затянутую первую половину узла на верёвке, не отпуская руками её концов, приходится прижимать коленом.
Достаточно надёжен как на верёвках из растительных материалов, так и синтетических тросах и лесках.
Брамшкотовый
Брамшкотовый узел
Надёжность брам-шкотовых узлов выше шкотовых, так как они при прекращении тяги на трос развязываются не сразу.
Отличия состоят в том, что петлю обносят ходовым концом не один, а два раза, а затем дважды пропускают её под коренной конец
Узлы для привязывания веревок к опоре
Удавка
Узел Удавка
Обычная удавка идентична по своей структуре скользящему узлу за исключением того, что открытая петля образуется из длинного конца, а не короткого. Она используется как ловушка для поимки животных. Но это не висельная петля.
Булинь (bowline), беседочный узел
Булинь
Незатягивающаяся концевая петля. Иногда именуется «королём узлов» за простоту, универсальность применения и отсутствие явных недостатков.
Используется для крепления веревки на рельефе к различным кольцам, а также при обвязывании веревки вокруг опоры.
Вяжется одним концом веревки вокруг опоры.
Булинь известен своим коварством, так как неправильно завязанный узел похож по рисунку на правильный, но вместо этого может развязаться под нагрузкой. Неправильно завязанный — тот, в котором точка приложения нагрузки и одна из боковых веревок перепутаны местами («обхватывающая петля» огибает один из концов петли, а не грузовую веревку).
Булинь работает правильно только если нагрузка на боковые концы петли одинакова. Петля булиня не допускает приложения иной боковой нагрузки кроме основной веревки!
Также булинь тянется и требует обязательного применения контрольного узла.
Стремя (на опору) или Выбленочный узел
Узел Стремя
Стремянной узел, пришел в альпинизм (туризм) из морской практики. Моряки парусного флота, использовали такой способ завязывания, для крепления поперечных ступеней веревочных лестниц.
Флотское название такого крепежа, носило имя «выбленочное», по названию этих поперечин (выбленки).
Он являлся одним из основных веревочных способов, завязывания узлов.
Штык
Узел Штык
Этот нехитрый, но надёжный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, а затем свободно развязать.
Позволяет завязать незатягивающуюся петлю. Максимальное число простых полуштыков в узле простой штык не должно превышать трёх, так как прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.
Узлы для страховки (незатягивающиеся петли)
Простой проводник
Простой проводник
Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел, чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел Мягко вяжется на конце и в середине веревки, можно вязать одним концом
Восьмерка
Проводник Восьмерка
Используется для получения надежной петли, а также для закрепления веревки на рельефе. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь.
Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется.
Также из него может делаться карабинная удавка.
Девятка
Проводник Девятка
Отличается от восьмерки дополнительным обносом во время завязывания узла. Затянутый под нагрузкой плохо развязывается. Однако, девятка лучше восьмёрки именно тем, что её легче развязать после нагрузки.
Австрийский проводник, альпийская бабочка, серединный проводник, узел третьего
Австрийский проводник
Используется для организации точек крепления на базовой верёвке и для крепления в связке среднего участника, за что получил своё второе распространённое название.
Узел примечателен тем, что легко, по сравнению с восьмёркой, развязывается и одинаково хорошо затягивается в обе стороны.
Двойной проводник, Заячьи уши
Двойной проводник
Простой узел, не развязывающийся, используется когда из узла должно выходить две петли.
Специальные узлы
Стремя
Узел Стремя
Петли узла в данном виде используют в качестве опоры для ног при подъёме по закреплённой верёвке (само вылаз из трещин)
Узел Прусика
Узел Прусика
Узел назван по имени председателя Австрийского альпинистского клуба Карла Прусика, создавшего этот узел в 1931 году.
Он известен также под названием «схватывающий узел». Прусик долгое время использовался как основной узел для страховки по вертикальным и наклонным перилам, для натяжения полиспаста.
Узел Маршара так же известный как Klemheist (Клемхейст)
Узел Маршара
Узел — автоблок, австрийский схватывающий узел или французский Прусик, назван в честь своего изобретателя, французкого альпиниста Сержа Маршара (Serge Marchard).
Применяется он в тех же целях, что и узел Прусика: в качестве страхующего узла при спуске по верёвке (заменяя тем самым механические блокирующие приспособления), при подъёме по верёвке (заменяя тем самым жумары) или для блокировки прогресса при протягивании веревки через блочные системы при наведении переправ или спусках/подъемах во время спасательных работ
Узел Бахмана
Узел Бахмана
При приложении нагрузки, карабин прижимается к основному фалу за счет репшнура. Это блокирует его перемещение. Снимая нагрузку, происходит движение узла вместе с карабином вдоль основной веревки.
Надежность узлу придает количество произведенных оборотов репшнура вокруг основного фала. Лучше использовать не менее 4 витков.
Был убран (90-е года прошлого века) из методичек (учебников) Германии и Австрии. Причиной послужило проскальзывание узла при нагрузке карабина, а не самой петли репшнура. По этому, для остановки падения, карабин отпускается. Такие свойства характерны всем узлам этого типа («схватывающие» карабинные или без использования карабинов), их нельзя удержать рукой, они проскальзывают и не имеют полной затяжки. Так, например классический узел Прусика, не был исключен из пособий. Хотя ему тек же свойственно такое поведение.
Полусхватывающий узел
Полусхватывающий узел
Считается хорошим, прочным узлом. Он безотказно держит, если к верёвке приложена тяга.
Полусхватывающий узел фактически представляет собой неправильный (перевёрнутый) штык, работающий в другом качестве.
Узел применяется для быстрого соединения верёвки с альпинистским карабином. Для этого на ходовом конце верёвки делается петля, которая путём перегиба в сторону коренного кош ц преобразуется в две закрытые петли. Трудно заменим полусхватывающий узел при вязке носилок для транспортировки постгадавшего. После снятия нагрузки полусхватывающий узел легко развязать.
Вспомогательные узлы
Контрольный
Контрольный узел
Простейший узел для предотвращения развязывания узлов.
Маркировочный
Маркировочный узел
Позволяет держать верёвку в компактном состоянии при помощи марки (марка — несколько оборотов концом верёвки вокруг сложенных колец). Незаменим при транспортировке верёвки.
Узел УИАА
Хотелось бы выделить этот узел отдельно. Его также называют итальянским выбленочным узлом, пожарным и узлом Мунтера.
Во французском варианте, Uni-pn Internationale des Associations Alpinisme, сокращенно UIAA (УИАА)
Узел УИАА (нагрузка на правой ветви)
Стандартный тормозной узел УИАА, используется при страховке, спускании по вертикальным перилам (веревке), эвакуации пострадавших.
Большинством мировых альпинистских школ, рекомендуется к использованию, при невозможности применения специальных страховочно-спусковых приспособлений. Страхование таким способом, иногда считается более предпочтительной, чем использование «восьмерки».
Узел УИАА
Он получается в процессе небольшого изменения (одним из вариантов) узлов «стремя». Отличие заключается в создании большого трения, а не фиксации троса при его протягивании. Это происходит путем изменения геометрии узла, при вязании на карабин (лучше использовать специальные HMS модели, определенной формы).
При спуске на данном узле нужно уделить внимание тому, что свободный конец веревки находился с противоположной муфте стороне.
Например на видео вы можете увидеть как с помощью двойного УИАА (Super Munter) можно держать груз весом 272 кг, ощущая всего 3 кг (Test 4, на видео с 2:30).
Как завязать узел Петлю?
Следующая пошаговая инструкция с картинками поможет разобраться с тем, как связать узел.
1.Подберите хорошую веревку для тренировки вязания узла. Она не должна быть слишком скользящей, хотя в данном случае подойдет любая.
2.Образуйте петлю, как показано на картинке.
3.Сформируйте вторую петлю и положите ее поверх первой.
4.Просуньте конец веревки между 2 петлями.
5.Протяните верхнюю петлю через нижнюю петлю.
6.Смажьте веревку и затяните путем вытягивания на стоящем конце и новой петле.
7.Обрежьте конец и узел готов.
Вот вы и научились вязать один из самых эффективных и наиболее применяемых рыбацких узлов. Совершенная петля выручит вас в любой ситуации, ведь имеет много преимуществ, которые перекрывают незначительные недостатки. Теперь все ваши снасти и крючки будут надежно связаны, благодаря такому чудесному узлу, как совершенная петля или рыбацкая петля.
Не забывайте, что в конце вам придется приложить много усилий, чтобы развязать узел петлю. Тем не менее, в этом нет никакой проблемы, особенно для рыбака, который привязывает крючки к леске для обычного удилища, спиннинга или донных снастей. Скорее торопитесь на рыбалку, чтобы применить теоритические знания на практике!
Удавка
Край веревки складывается втрое зигзагом. Затем пучок берется левой рукой по центру. Второй край веревки наматывается вокруг него по часовой стрелке. Делается один обычный виток, при оборачивании второго нужно сместиться влево, получив перекрестие. После этого делается еще 2 оборота.
Оставшийся край веревки заводится в левую петлю снизу. Потянув за правую петлю можно затянуть левую, получив удавку. Данный узел набрасывается на предмет, который нужно поднять, и затягивается длинным концом. Чем сильнее тянуть, тем крепче он держит. При этом стягивающая петля легко отпускается при отсутствии натяжения на длинной веревке.
Бочечный
Это узел для поднятия цилиндрических предметов и коробок. Веревка укладывается на пол, и на ее центр устанавливается предмет для подъема. Затем она завязывается обычным узлом, как бы сжимая груз. Петля узла сверху предмета растягивается на его стенки, и концы веревки подтягиваются вверх.
Данный узел позволяет фиксировать на веревке одинаковые грузы, размещая их друг на друге. Все держится до тех пор, пока концы веревки натянуты вверх.
Двойной бочечный
Концы веревки связываются в кольцо. Оно укладывается на пол. Из него сворачивается восьмерка с большой и маленькой петлей. На их пересечении ставится груз.
Большая петля перекладывается через груз на малую петлю. Она пропускается через меньшую, подтягивается и обратно перекидывается через груз. Далее ее нужно разложить вокруг всей схемы.
По бокам груза получится 2 окружности из веревок. Нужно стянуть внутреннюю в сторону, уложив поверх внешней. После этого взяв за ранее сдвинутые внутрь внешние окружности можно затянуть узел вокруг груза.
Встречный
Он применяется при связывании коротких веревок одинакового диаметра в одну длинную. На одной из них вяжется, но не затягивается обычный узел. Вторая веревка заводится в его петлю, и повторяет схему узла, ложась как он. Потянув за концы обеих веревок можно получить прочное соединение.
Констриктор
По центру веревки делается петля. Из нее формируется восьмерка. Полученные 2 петельки складываются вместе по направлению вниз. В результате получается узел, который после затяжки на предмете не распускается, даже если его концы не зафиксированы. Его используют для связывания рук вместо наручников, а также завязывания мешков.
Срединный проводник
Он обычно используется, чтобы обойти потертое место на веревке, исключив его из нагрузки. Веревка складывается вдвое по поврежденному месту, и оборачивается на 360 градусов.
Далее петля складывается пополам. В результате получается 3 петли. Потертый участок пропускается через центральную, и концы затягиваются. В результате место с дефектом в нагрузке не участвует. Также сделанная петля может использоваться как третий конец веревки.
Пожарная лестница
Этим способом можно быстро завязать узлы на веревке с одинаковым интервалом, что понадобиться для удобного спуска по ней. Конец веревки берется в левую руку. Правой делается захват длинного края на ширину руки, и из него сворачивается петля. Она без оборотов передается в левую ладонь. Таким способом набираются кольца со всей бухты.
Далее конец веревки продевается во все петли сразу. Он зажимается в руке, поднимается вверх и остальная бухта отпускается. В результате по всей ее длине затянутся опорные узлы.
Ведерный (быстро-развязывающийся)
Ведерный узел применяется для фиксации к опоре и дальнейшего быстрого развязывания. Веревка заводится за опору слева. На коротком конце делается петля. Затем он обходит длинный край, и его середина заводится в петлю. Узел затягивается до упора. Короткий конец стопориться в петле.
Если потянуть за короткий край, то узел распустится. Благодаря этому его используют альпинисты. К короткому концу привязывается тонкий репшнур. Спустившись вниз по веревке и потянув за шнурок, можно ее отвязать и стянуть к себе.
Полиспаст
Это способ для снижения нагрузки при смещении привязанного груза. Если перекинуть веревку через упор, то для смещения нужно будет приложить в 2 раза меньшее усилие.
Далее на длинном конце веревки делается узел срединный проводник. После этого она заводится за еще один упор, и ее конец продевается в петлю. Если потянуть за него став со стороны второго упора, то произойдет выигрыш в силе в 3 раза. Это может помочь при вытягивании автомобиля из грязи или поднятия тяжелого груза.
Прямой
Прямой
В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»
Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.
Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.
Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».
Стремя (выбленочный)
Стремя
Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.
Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.
Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.
Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.
Завязывание стремени при помощи петель
Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.
Завязывание стремени одним концом
Узел на опоре будет иметь следующий вид:
Стремя в затянутом виде
Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.
Встречная восьмерка (фламандский узел)
Встречная восьмерка
Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.
Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.
Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.
Восьмёрка (фламандская петля)
Восьмёрка
Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.
Простой штык
Штык
Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.
Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.
Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.
Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).
Булинь
Булинь
Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.
Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.
Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.
Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.
Прусик
Прусик
Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.
Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.
Шкотовый и брамшкотовый
Шкотовый (слева) и брамшкотовый (справа)
Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.
Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.
Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.
Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.
Академический
Академический
Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.
Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.
Узел Бахмана
Схватывающий узел, назван в честь своего создателя, альпиниста и спасателя Франца Бахмана. Под нагрузкой связка прижимает карабин к тросу, не давая ему двигаться. Применяют узел Брахмана для спасательных работ, подъёма грузов, навесных переправ, вяжут на одинарных и двойных верёвках.
Техника выполнения:
- В карабин продевают верёвку меньшей толщины и прикладывают его длинным основанием к ведущему тросу.
- Верёвку, сложенную вдвое, пропускают в карабин и прикручивают его к тросу 3-4 витками.
- Под действием силы узел прижимает карабин, не давая ему двигаться. Чтобы возобновить движение карабина, нагрузку ослабляют.
Узел Бахмана надёжен, не затягивается, с ним можно работать в перчатках. Минусы крепления – плохо удерживает обледеневшую верёвку, может проскальзывать, по этой причине практически не используется в страховочных системах.
Подробнее о схватывающих узлах: Узел «Бахмана»: как вязать, пошаговая схема вязки узла, схватывающие узлы
Срединный австрийский проводник
Также необходима только одна веревка. Находим её середину, складываем пополам и дважды оборачиваем вокруг своей оси, чтобы получилась восьмерка, которая смотрит вниз. Нижнюю петлю поднимают и протаскивают через неё первую, затягивают. Контроль не вяжут.
Узел «Грейпвайн»
Грепвайн – более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.
Вязать «кресты» узла нужно в разные стороны, тогда две половинки упираются друг в друга, и рисунок узла получается правильным — похожим на ХХ.
Испанский беседочный
Испанский беседочный (боцманский) узел выглядит, как 2 соединённые петли. Связка служит альтернативой верёвочной люльке во время спасательных операций. Чтобы помочь пострадавшему, его ноги вставляют в 2 незатягивающиеся петли узла, на уровне груди верёвку завязывают на полуштык и поднимают или опускают человека.
Техника выполнения:
- На середине верёвки сворачивают 1 большую петлю, а по 2-м сторонам от неё – по 1 петле размером поменьше.
- Большую петлю загибают вперёд и протягивают в неё 2 боковые петельки.
- Узел туго затягивают.
На флоте с помощью испанского булиня сооружают беседку для внешних работ. В петли узла вставляют доску, на которую садится матрос, и его опускают за борт или поднимают на мачту для покраски.
Крестовинный узел
Служит для надежного связывания двух палок крестообразно друг к другу.
Чтобы завязать его, нужно создать выбленочный узел на одной из палок недалеко от места их пересечения (но не в притык к нему). Затем следует обмотать по спирали обе перекладины 6 или 7 раз свободным концом и, дойдя до начала обмотки, связать оба конца веревки при помощи прямого узла.
Узел камикадзе
Очень полезный узел тогда, когда нужно сократить длину веревки, не перерезая ее и не сокращая ее прочность и механические свойства.
Для завязывания “узла камикадзе” нужно сложить веревку в средней части трижды так, чтобы оставшаяся длина соответствовала новому требуемому размеру. После этого свободными концами нужно в противоположных направлениях завязать вокруг двух частей веревки узлы типа полуштык и затянуть их. После этого веревка окажется укороченной, сохранив при этом свою прочность и упругость.
История появления морских узлов
История появления морских узлов
Первые узлы появились еще в каменном веке, когда древние люди мастерили оружие и предметы украшения. Именно тогда начало развиваться искусство плетения узлов.
По мере изобретения новых способов вязки узлов, они начали приобретать священные значения, то есть были специальные узлы, используемые только жрецами. Обычно это были симметричные узлы, которые выглядят действительно красиво и, можно сказать, божественно. На некоторые узлы накладывались табу, а в Древнем Риме сенаторам запрещалось использовать узлы в своей одежде.
Но свое главное значение они приобрели с появлением больших парусных кораблей, когда успех путешествия на таком судне зависел от правильности связанных узлов. Они должны были быть крепкими, но быстрыми для связывания.
Теперь в наше современное время морские узлы почти не используются на флоте за ненадобностью, зато они плавно перекочевали в туризм и альпинизм, где нашли себе не менее выгодное пристанище.
Морские узлы для начинающих
Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке.
Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.
Основные виды узлов
Научиться завязывать морской узел
Итак, если вы решили научиться завязывать морской узел, то вам понадобится веревка. Она должна быть средних размеров и достаточно мягкой.
Но сначала ознакомьтесь со специальными терминами для лучшего понимания:
Коренной конец – конец веревки, закрепленный неподвижно.
Ходовой конец – конец веревки, с которого начинается вязка узла.
Полуштык – наматывание троса вокруг любого предмета.
«Восьмерка»
Научиться завязывать морской узел «Восьмерка» довольно просто, так как довольно легкий узел, не требующий много усилий. Он обычно используется для крепежа.
Узел «Восьмерка»
Оберните ходовой конец вокруг коренного и протяните сверху него, тем самым образовывая петлю. Через нее протяните ходовой конец и затяните.
Узел «Восьмерка» (первый вариант)
Выполнение. На конце» троса делают небольших размеров петлю (рис. 24, а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рис. 24, б). Затянутый узел изображен на рис. 24, в.
Применение. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.
/>
Узел «Восьмерка» (второй вариант)
Выполнение. Этот узел отличается от предыдущего, тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза. Выполнение узла приведено на рис. 25, а, б, в.
Применение. См. применение узла «восьмерка» (первый вариант).
/>
«Простой штык»
Является основой для многих видов узлов, а также может использоваться самостоятельно. Простой штык просто завязывать, но и развязывается он легко.
«Простой штык»
Накиньте петлю на точку опоры и через нее проведите конец веревки. Сделайте еще одну аналогичную петлю вокруг веревки. Закрепите свободный конец контрольным узлом или бечевкой.
Штык со шлагом
Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рис. 6, а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рис. 6, е).
Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.
Применение. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.
/>
«Полуштык»
Также довольно простой, но крепкий узел. Научиться завязывать морской узел «Полуштык» необходимо альпинистам для страховки.
Узел «Полуштык»
Образуйте петлю на веревке. Вокруг коренного конца оберните ходовой и вденьте в петлю. После чего покрепче затяните узел.
Штык с обносом
Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через рым (рис. 7, а), проводят под тросом и вновь продевают в рым, но в обратном направлении (рис. 7, б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют тонким линем или шкимушгаром.
Законченный узел изображен на рис. 7, в.
Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги, креплении тросов за скобы верпов и при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Часто используется на практике.
Рыбацкий штык
Выполнение. Конец троса дважды продевают в рым (рис. 8, а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рис. 8, б). После образования второго полуштыка (рис. 8, в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рис. 8, г).
Применение. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накла-дывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.
Связывание тросов штыками
Выполнение. Связывание тросов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из тросов складывают в виде петли и крепят за коренную часть двумя-тремя полуштыками; в петлю вводят конец второго троса, который также завязывают за коренную часть полуштыками; концы тросов закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, а, б, в.
По другому, конец одного из тросов крепят тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса охватывает полуштыками первый трос. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, г, д.
«Прямой узел» или «Геркулесовый узел»
Это, наверное, самый древний используемый морской узел. Его предназначение — соединение двух концов веревок.
«Прямой узел» или «Геркулесовый узел»
Перекрестите между собой ходовые концы, затем один раз обмотайте вокруг друг друга, а оставшиеся концы свяжите обычным полуузлом.
«Беседочный узел» или Булинь
Такой узел обычно используют для страховки человека, обвязывая трос вокруг талии.
«Беседочный узел» или Булинь
Сделайте из веревки петлю, не завязывая ее. Протяните через нее ходовой конец. Затем ходовой конец оберните вокруг коренного и опять проденьте сквозь петлю. Туго затяните.
Еще можно научиться завязывать морской узел «Беседочный» вокруг себя одной рукой, что поможет в экстренных ситуациях. Для этого левой рукой захватите коренной конец, а правой оберните ходовой вокруг туловища. После чего вытяните его вперед. Затем этим же концом оберните его один раз. После этого ходовой конец опять оберните вокруг коренного. Как только из петли была вытащена правая кисть, просуньте ходовой конец веревки в более маленькую петлю. После этого вытяните левую руку с коренным концом вперед.
Булинь одной рукой
Попрактиковавшись должным образом, научиться завязывать морской узел подобным образом можно даже темной ночью или в ледяной воде.
«Эшафотный узел»
Еще его знаю под названием «Висельный узел» или петля Линча. Изначально его использовали по прямому назначению (вы догадываетесь какому), но впоследствии он оказался настолько действенным и полезным, что его стали применять и в сельском хозяйстве, и в быту, и во многих других областях.
«Эшафотный узел»
Заломите веревку вдвое и ходовым концом начинайте обматывать эту «двойную» веревку. Число витков неограниченно, но обычно хватает шести. Оставшийся ходовой конец проденьте сквозь оставшуюся наверху петлю и затяните ваш узел.
«Португальский булинь»
«Португальский булинь»
Данный узел пригодиться альпинистам и людям, которым необходимо поднять раненного человека. «Португальский булинь» вяжется точно также как обычный булинь, только делается две петли, для того, чтобы вдеть в них ноги, а вокруг тела вяжется полуштык.
Научиться завязывать морской узел, как вы уже поняли, легко, но требует практики. Через некоторые время без освежения приобретенных знаний, вы легко забудете, как их завязывать. Поэтому не ленитесь и старайтесь изучать более сложные и красивые способы вязки морских узлов, которых насчитывается более 150 видов!
Узел «Девятка»
Преимущества:
- Вяжется как на конце веревки, так и в середине;
- Может вязаться одним концом;
- Под нагрузкой не затягивается;
- «Не ползет»
Применение:
- Удобен для образования надежной петли;
- На тонких веревках предпочтительнее использовать 9-ку вместо 8-ки;
- Применяется в альпинизме для организации связок и др .
Узел «Направленная восьмерка»
Направленная восьмерка вяжется аналогично обычной восьмерке, но оборот петли делается вокруг только одного конца
Применение:
- Узел, при помощи которого придают направленную нагрузку на веревку.
- Для маркировки веревки на спасательных работах.
Узел «Австрийский проводник».
Преимущества:
- Надежный узел;
- Вяжется как на конце веревки, так и в середине;
- Меньше ослабляет прочность веревки, чем проводник и «восьмерка».
Недостатки:
- Трудно запоминается, требует практики;
Применение:
Удобен для вязания веревочной лестницы, прочной петли;
Применяется в альпинизме для организации связок.
Схватывающий узел «Пруссик».
Преимущества:
- Узел свободно перемещается;
- При нагружении затягивается;
- После снятия нагрузки легко приводится в исходное состояние
Недостатки:
- Для свободного вязания, требуется практика;
- Плохо держит на жестких веревках, не держит на обледенелых веревках, при проскальзываниях витки узла могут оплавиться;
Применение:
- Используется в альпинизме для организации самостраховки, узел вяжется веревкой 5-6 мм на веревке 9-12 мм.
- При использовании узла на обледенелой веревке, нужно закончить вторую (верхнюю) половину узла одним оборотом.
Узел «Питоний» или Констриктор
Констриктор — верёвочный самозатягивающийся узел.
Получил своё название в честь Боа констриктора, зоологическое название удава на латыни. Удав убивает
свою жертву удушением, соответственно узел получил своё название за исключительную силу затягивания.
Поскольку он крайне трудно развязывается, его применяют как правило один раз и при необходимости разрезают.
Констриктор может вязаться на конце веревки или в ее середине.
Недостатки они же достоинства:
- практически не развязывается
Применение:
Узел применяется при разрезке тросов. Слева и справа от места разрезки завязывают «констриктор» вокруг
троса, предотвращая этим распад троса по отдельным верёвкам в месте резки.
Кроме того, этим узлом туристы пользуются при навеске перил (констриктор вяжется одним концом и специально не затягивается на опоре)
Этот узел можно применять и в других целях. С помощью констриктора можно туго завязать мешок, вентиль
камеры катамарана или надувного плота, обжать протекающий резиновый шланг и т.д.
Маркировочный узел
Преимущества:
- Простой удобный узел;
- Позволяет держать веревку в компактном состоянии при помощи марки (марка – несколько оборотов концом веревки вокруг сложенных колец);
Применение:
- Незаменим при транспортировке веревки;
- Вяжется на любых веревках, лентах.
еще один очень удобный способ для маркировки длинных веревок
Узел «Амфорный»
Применение:
Для транспорта бутылок и других сосудов, имеющих буртик у горловины
Для закрепления бутылок для охлаждения в воде
Контрольный узел, «Контролька»
Препятствуют самопроизвольному развязыванию других узлов
В качестве контрольного узла используют половинку ткацкого или половинку грепвайна.
Применение:
Контрольный узел вяжется на ответственных узлах для предотвращения самопроизвольного развязывания узла при изменяющейся нагрузке.
Используются всегда, когда есть сомнения в надёжности какого-то узла особенно на жестких, грязных, мокрых и обледенелых веревках.
Максимальное растояние от основного узла 5 см.
Рифовый узел
Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.
Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.
/>
4. Плоский узел
Выполнение. Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4, а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4, б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового, конца толстого троса (рис.4, в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4, г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра. Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4, д.
Применение. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.
Выбленочный узел
Выполнение. Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рис. 10, а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рис. 10, б). Затянутый узел показан на рис. 10, в.
В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рис. 10, г, д), надевают их на предмет (рис. 10, е) и затягивают узел (рис. 10, ж).
Применение. Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.
Задвижной штык
Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11, а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11, б). Затянутый узел показан на рис. 11, в. Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.
Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.
Беседочный узел
Выполнение. На тросе делают небольших размеров колышку (рис. 12, а). Конец троса проводят в колышку (рис. 12, б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рис. 12, в). Затянутый узел изображен на рис. 12, г.
Применение. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос. Один из самых нужных узлов.
Двойной беседочный узел
Выполнение. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рис. 13, а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рис. 13, б), который затем расширяют и обносят вокруг узла. Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры.
Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел (см. п. 12), после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.
Применение. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.
Калмыцкий узел
Выполнение. Коренную часть троса обносят вокруг ходового конца (рис. 14, а, б), после этого ходовой конец складывают вдвое и вводят в образовавшуюся колышку (рис.14, в, г). Затянутый узел показан на рис. 14, д. Для развязывания узла достаточно потянуть ходовой конец.
Применение. Калмыцкий узел применяют при подаче различных, инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт, узел также применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова.
Сваечный узел
Выполнение. На тросе в там месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рис. 15, а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рис. 15, б). Затянутый сваечный узел показан на рис. 15, в.
Применение. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте, или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки. Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рис. 15, г.
Затягивающаяся удавка
Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 19, а). Обе петли четыре-пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 19, б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней. Готовый узел изображен на рис. 19, е. Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.
Применение. Узел «затягивающаяся удавка» применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.
Гачный узел
Выполнение. Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рис. 20, а) закладывают в гак (рис. 20,6) и накрывают сверху коренной частью троса (рис. 20, е). Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.
Применение. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдержи-вает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.
Буксирный узел
Выполнение. На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рис. 21, а). Её проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рис. 21, б). Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рис. 21, в, г). Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рис. 21, д).
Применение. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.
Узел «Кошачьи лапки»
Выполнение. Конец сложенного вдвое троса отводят вниз так, чтобы образовались две петли (рис. 22, а), которые затем одновременно закручивают несколько раз в противоположных направлениях (рис.22, б) и надевают на гак (рис. 22, в).
Применение. Узел «кошачьи лапки» применяют для уменьшения длины стропа (рис. 22, г). Следует иметь в виду, что этот узел позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа.
Узел для уменьшения длины троса
Выполнение. Укорачиваемый трос складывают втрое, образуя две петли (рис. 23, а), после чего каждую из петель узла стягивают полуштыком и скрепляют с тросом линем, шкимушгаром или каболкой (рис. 23, б).
Крепление троса на кнехтах
Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки (рис. 27, а, б, в). Практика показывает, что для надежного закрепления троса необходимо наложить на кнехты три — пять шлагов — восьмерок.
С этой же целью верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляют прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом (рис.27, г, д). На рис. 27, е, ж, з, и, а также 27, к, показаны два способа закрепления троса на так называемых крестовых кнехтах.
Шлюпочный узел
Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с по-мощью шкимушгара) и пропускают под первую банку. Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рис. 28, а), проводят над тросом, — перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рис. 28, б). Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 28, в.
Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.
Настоящему моряку важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.
Эффективность узла
Также хотелось упомянуть тему ослабления веревки узлами.
Данная характеристика называется эффективностью узла, которая представляет собой остаточную прочность верёвки в узле от номинальной прочности верёвки, выраженная в процентах.
Силы, действующие на верёвку внутри узла, не распределяются равномерно по всему её поперечному сечению. Часть нитей, находящихся на внешней стороне дуги, натягивается довольно сильно. В зоне перегиба возникают и поперечные усилия, которые суммируются с продольными и дополнительно нагружают нити верёвки. Чем сильнее она изогнута, тем в большей степени уменьшается её прочность. В зависимости от узла, прочность верёвки обычно ослабевает на 30–60 %.
Прочность узла зависит от материала веревки, от способа плетения, от диаметра, нагрузки, направления нагрузки, вида узла и других условий.
- Узлы на мокрой веревке менее прочны на приблизительно 25 %.
- Чем тоньше веревка, тем менее прочен узел.
- Если материал веревки более скользкий, то узел менее прочен.
- Чем жёстче материал веревки, тем менее прочен узел.
Для детей
Игры с узлами развивают воображение, мелкую моторику рук и усидчивость ребёнка.
Шнуры для занятий с дошкольником должны быть разноцветными, длиной около 50 см, средней толщины и не жёсткими. Можно изготовить стенд по росту ребёнка, на котором закрепить всевозможные виды верёвок. В первую очередь малыша обучают завязыванию шнурков на обуви, бантов и галстуков у кукол, декоративных завязок на одежде.
Начинают обучение с простого узла, который завязывают одной рукой:
- Отступают от большого пальца 3 см и вешают на кисть руки верёвку так, чтобы задняя её часть была короче передней и не превышала 30 см.
- Раскачивают руку с верёвкой справа налево и пытаются поймать задний конец шнура.
- На ладони образуется петля, а короткий конец верёвки будет зажат указательным и средним пальцами.
- Резким движением стряхивают верёвку с руки, при этом крепко удерживая пальцами её конец и стараясь протянуть его в петлю. Дошкольнику нужно несколько попыток, чтобы научиться завязывать простой узел таким способом.
Следующим осваивают проводник и прямой узел, затем – более сложные связки. Для ребёнка важно видеть пользу от полученных навыков, поэтому нужно привлекать его к завязыванию верёвок дома и на отдыхе, просить помочь при установке палатки или навеса
Как развязывать морские узлы
Многие узлы являются быстро развязывающимися, то есть уже предусмотрена возможность дернуть за определенный конец и узел распустится сам. Другие требуют предварительно снять нагрузку и ослабить вручную, чтобы узел развязался.
- Если узел сложный, то не следует сразу браться за несколько связок. Этим можно только усугубить ситуацию. Развязывают поэтапно.
- Если подсмотреть схему, по которой этот узел завязывался, то делается все с конца к началу.
- Даже самый сложный узел будет состоять из простых. Знание как развязываются простые узлы поможет развязать сложный.
Схема гордиева узла, который нельзя развязать
По преданию он был связан из кизилового лыка, был очень запутанным, а концы его были спрятаны внутри. Оракул объявил, что тот, кто сможет развязать этот узел, будет правителем Азии. Наиболее известная версия гласит, что Александр Македонский, придя в храм, недолго думая, выхватил меч и разрубил этот узел.
Альтернативная версия гласит, что Александр Македонский вытащил стержень из шеста, к которому было привязано ярмо и смог обнажить концы узла. Добравшись до концов, он смог развязать узел не разрубая его.
Столетиями считалось, что «гордиев узел» – это выдумка, и на самом деле нет такого узла, что невозможно развязать. Но со временем ученые сошлись во мнении, что наиболее вероятным аналогом такого узла можно считать «турецкий узел». Со стороны он выглядит как клубок, а концы спрятаны внутри, что мешает его распутать. Ниже вы можете увидеть схематический рисунок подобного узла.
При желании вы можете самостоятельно завязать подобный узел из любой подручной веревки:
- Возьмите метровую веревку, и положите перед собой так, чтобы правый конец был длиннее левого.
- Первый кончик сверните в петлю, и положите поверх второго.
- Левый конец веревки опустите в правую петлю, проденьте через него, и положите на петлю, создав с лева еще одну петлю (третью).
- Теперь выравняйте три петли, и из второго кончика сформируйте четвертую петлю снизу, выполнив аналогичные действия.
- В результате получится практически зеркальный символ из четырех петель.
- Вставьте в центр символа карандаш, и сожмите ладонями, чтобы сформировался шар.
- Вытащите стержень, и подтяните концы веревки внутрь.
Умение вязать морские узлы важно морякам. Даже на современном корабле требуется знания и умения завязать и развязать узел в любую погоду в любое время суток. За тысячелетия способы завязывания их отлажены до мелочей. Начинающие моряки обязательно учатся вязать их на начальном этапе службы. Эти знания не раз спасали жизнь. Умение вязать правильные и надежные узлы требуется не только морякам, но и туристам, альпинистам, десантникам, обыкновенным людям в быту.